Любой бой состоит из трёх этапов:

Речь полководца. Командующий вашей армии напутственным словом вдохновляет воинов. Этап существует исключительно для придания игре особой атмосферы; никакого влияния на игровой процесс не оказывает.
Построение армии. Игрок должен расставить отряды в наиболее удобной позиции для сражения. Особенно важен для обороняющихся. В некоторых случаях недоступен (например, при попадании в засаду).
Непосредственно сражение. Бой, в ходе которого определяется победитель.
Цель любого боя состоит не столько в том, чтобы уничтожить все отряды противника (если только это не включено специальными настройками), сколько сломить их боевой дух и заставить отступить или «побежать». Отступление происходит организовано по команде. Отступающие части стремятся покинуть поле боя, но в случае атаки могут защищаться. Отряд бежит, когда его моральный подъем падает ниже определённого уровня. Бегущий отряд не отвечает на внешние удары и становится лёгкой мишенью, особенно для лёгкой кавалерии. Если грамотно распорядиться моментом и заставить побежать сразу 3-4 отряда, в армии может начаться паника, которая приведёт к массовому бегству. Побежавший отряд (если только он не истреблён более чем на 3/4) может через какое-то время одуматься и вернуться на поле боя. Любой отряд покинувший красную черту огораживающую поле боя вернуться не может. У полководца есть специальная возможность «остановить бегущий отряд», которая в разы повышает вероятность «возвращение» отряда. Если побежавший отряд попадает в окружение и не видит путь к отступлению, он переходит в режим «стоит насмерть» и продолжает сражение.

Время битвы в зависимости от количества войск и типа сражения составляет 13-40 минут. Если за это время атакующая армия не успеет победить оппонента, то ей засчитывается поражение, если только защитники не уничтожены на 3/4. В настройках временной лимит можно отключить вовсе, тогда бой будет продолжаться до победы одной из сторон.

Влияние погоды и рельефа не такое сильное как в предыдущих играх серии. Погода не сильно влияет, так как огнестрельное оружие отсутствует, а рельеф не влияет из-за того, что сражения в основном протекают на равнине. Холмы если и есть, то пологие и не высокие. Лес, в отличие от предыдущей игры в серии также не сильно влияет: расстояние между деревьями увеличилось, и теперь отряд кавалерии легко проходит между ними практически не нарушая свои порядки. Лес можно использовать для засад. Поставленный в лесу (или роще) отряд становится невидимым для противника. Его атака может стать неожиданностью и внести дополнительную сумятицу в ряды противника. Некоторые отряды можно прятать в высокой траве. В лесу нельзя спрятать генеральский и капитанский отряд (не зависимо от его типа), слонов и осадные орудия.

Если отряд перед тем как атаковать противника бежит не менее чем 30 метров, он входит в состояние «штурма» (звучит музыкальный инструмент, у каждой группы фракций — свой). Войдя в это состояние отряд увеличивает свои атакующие характеристики на короткий промежуток времени. Самая большая прибавка — у тяжёлой кавалерии. У стреляющей кавалерии прибавки практически отсутствуют.

Когда на поле боя не осталось боеспособных отрядов противника, но есть деморализованые бегущие в беспорядке враги, игроку предоставляется возможность выбора «закончить битву» или «продолжить её». Следует выбирать «продолжить битву», так как убегающие отряды могут быть истреблены только на половину, а со стратегической карты отряд исчезает (в случае поражения) если он потерял 2/3 состава. Также истребление бегущих отрядов — лёгкий способ для войск получить опыт.

По окончании битвы игроку представят подробную статистику по сражению, с перечислением всех потерь, истреблённых противников, вылеченных бойцов и полученного опыта для каждого отряда, участвовавшего в битве. Каждая победа или поражение получает свою оценку в зависимости от первоначального качественного и количественного соотношения сил армий, истреблённых солдат противника и своих потерь. Если одна армия наносит огромные потери другой, а при этом практически не несёт потерь, то тогда ей присуждается «героическая победа» и место сражения на стратегической карте указывается двумя скрестившимися мечами, как памятное историческое сражение.